Написан по горячим следам, так что строго не судите - до хорошего разбора ему как Москве до китайской границы.
читать дальшеОбщие впечатления: в целом книга мне понравилась. Вот не получилось у меня согласиться с тем, что ЗИ хуже чем ЛП. На мой взгляд, она хуже первых двух, но уж точно лучше ЛП. Кстати о том, что она хуже первых... скажем так: я отдаю предпочтение первым из-за образа Дика, а также из-за довольно ограниченного количества героев. Не люблю когда их много, не люблю когда новые герои появляются в таком количестве процессе повествования. Тем более что, имхо, они уже гораздо более поверхностно проработаны чем первичные Робер, Дик, Альдо и т.д. Но это все субъективно.
По персонажам:
Ричард: странно, но мне удалось смириться с его новым образом. Я по-прежнему считаю, что его характер радикально поменялся после ОВДВ, но того шока, который был после ЛП уже не было. Привыкла, видимо... Самое интересное, что у меня и этот новый образ стал вызывать симпатию и большое сочувствие. Потому что показан человек - пусть не умный, а скорее наоборот, пусть наивный и живущий импульсами, но уж точно не подлый, не злой и без змеи за пазухой. Простота - хуже воровства это про него. Я повторюсь - я считаю, что это какой-то совсем другой Дик, по сравнению с тем, каким он был в первых книгах. Мне не кажется логически оправданным то как он стал себя вести. Но если рассматривать этот конкретный образ двух последний книг - он тоже живой и реалистичный, вот только совсем по-другому.
Складывается впечатление, что когда-то все знакомые Ричарда Окделла собрались вместе и решили растить Дика в стеклянной оранжерее. Потому что никто, ну абсолютно никто никогда не пытался каким-то образом развить его ум, логическое мышление, наблюдательность. В итоге - закономерный итог. Неуверенный в себе человек, пару-тройку раз словив удачу, превращается в нечто самоуверенное и самодовольное. И сам он не может проанализировать (и никто ему не подскажет), что успехи его - заслуга других людей. Вроде как заниматься Диком Окделлом никто не обязан. Это понятно. Но странно, что люди порядочные, которые искренне переживают, что Дик не на их стороне, ни разу толком не попытались его на эту сторону перетянуть. Алва никогда не демонстрировал напоказ то что он для Дика делал, Робер молчит как партизан, зато активно действуют "плохие" - Штанцлер, Альдо, умело играя на наивном мальчишеском представлении о Чести, первой любви и прочих прелестях максималистского настроя. Почему это так? - Не знаю. Жаль если из-за такого явного наплевательства "хороших" интересный персонаж в итоге-таки "плохо кончит". И по-человечески, и интересный неоднозначный персонаж жалко.
Робер: производит еще более сложное впечатление чем Дик. Скажу так: в отличие от первого, Робера мне жалко не было. На мой взгляд, его судьбу пока можно охарактеризовать поговоркой "что посеешь, то и пожнешь". Или более современным "поздняк метаться". Потому что в любом деле рано или поздно наступает момент, когда поворачивать назад уже нельзя: либо ничего не даст, либо повернется против тебя же.
Я когда-то читала книгу - к сожалению, не помню название и автора. Там про молодых (сразу после школы) немецких солдат в войне 41-45 гг. Два друга: обоих призвали в армию, оба ненавидят гестапо, оба с ужасом смотрят на то что творится в расположенном неподалеку от части лагере. В итоге один сбегает в конце войны к союзническим войскам, а второй остается, прекрасно осознавая что война проиграна и что велась она не за правое дело. Но он присягнул, и не представлял себе, как можно перейти на сторону врага. Тем более когда стало очевидно, что Германия проигрывает. Короче, "им отказать я мог бы в славе". Кстати, в итоге его убили свои же - гестаповцы, с которыми у него был конфликт. Так вот, это я все к тому, что у меня Робер вызывает в ЗИ тоже чувство, что и солдат, который перешел к союзникам. Перешел когда понял что дело проиграно, что в итоге все оказалось не так красиво как виделось ранее.
И если Дику я еще могу простить непонимание сути гражданской войны, то Роберу - никак. Это для него не первая гражданская, и не первая война вообще. Раньше надо было думать о том, что на войне убивают. Что солдатам надо платить. Что Альдо может быть и был бы не самым плохим королем в мирное благополучное время, но уж никак не в критической ситуации. Он все это знал, все видел - так в чем дело? Решительности не хватило? - И по-прежнему не хватает. Интриги строит, кстати непонятно на что со своим "послужным списком" надеясь, а в открытую поговорить с Альдо - сил нет.
Альдо: как ни странно, вот он, по-моему, «в каноне». Все логично, хоть это и жаль. Демонстрирует вопиющую дурость, но ведь он всегда таким был: слушал только себя, был самоуверен и не дальновиден.
Луиза: в своем репертуаре. Умна и выжидает. Особенно нравится Луиза в Надоре. Луиза vs Мирабелла… А уж Луиза и влюбленный в нее Эйвон – это супер! )))
Вот читаю и понимаю, что это просто идеальный образ и матери, и женщины вообще. Несмотря на нее некрасивость, которую, кстати, Эйвон и не заметил.
Айрис: искренне не понимаю почему Айрис нравится кому-то больше чем Дик. Т.е. понимаю, но удивляюсь – ведь они – точные копии. Вот только Айрис угораздило влюбиться в того ого надо, а Дика – нет. Она также глупа, импульсивна, правдива до дурости и самоуверенна. Влюбись она в Альдо, также рьяно защищала бы дело Раканов.
Что не понравилось: все те куски, которые не имеют отношения к вышеупомянутым персонажам. Т.е. почти все про Вальме, Луиджи, Савиньяков и т.д. Я вообще не отличаю один персонаж от другого – они все как под копирку выписаны. Т.е. просто скучно.
Что удивило: 1. слишком нарочито использованы парафразы на реальные исторические события. Понимаю, что в реаьной жизни случается такое, что ни одни мозги не придумают. Но слишком уж здесь этого много. На вскидку: Ходынка/Дора на коронации; сдача предводителя своими же (кто хоть раз Капитанскую дочку или Русский бунт смотрел – поймет); расправа с человеком через выбрасывание его в толпу (стрелецкий бунт и фильм Юность Петра). И это навскидку. Не знаю даже что и сказать – нравится мне это или нет. Наверное, я бы все же предпочла чтобы такого было меньше или более завуалировано.
Однако «Ходынка» написано великолепно и ощущения Дика – это просто класс. Я сама была в такой ситуации и при прочтении у меня мурашки побежали.
2. Алва. Как-то не верится мне, что человек может прожить 8 дней без воды в жаркой комнате. И, я так понимаю, и без еды. А потом еще ходить и разговаривать.
Вроде, пока все.
Отзыв на Зимний Излом
Написан по горячим следам, так что строго не судите - до хорошего разбора ему как Москве до китайской границы.
читать дальше
читать дальше