Прочитала очень хорошую книгу.
Иэна Макьюэн, Невинный или Особые отношения.
Их руки идеально подходили друг к другу, пожатие было сложным, нерасторжимым, в нем было бесконечно много точек соприкосновения. На этом скудном свету, да еще без очков, он уже не различал, какие пальцы принадлежат ему. Сидя в темнеющей стылой комнате, так и не сняв пальто, держа ее-за руку, он чувствовал, что расстается со всей прежней жизнью. И это было восхитительно. Что-то изливалось из него, перетекало из его ладони в ее, что-то поднималось в ответ по его руке, по груди, стискивало ему горло. Единственная мысль кружилась в голове: это оно, так вот как это бывает, это оно…
1955 год. Молодой парень приезжает из Англии в Берлин, чтобы участвовать в операции по организации прослушки переговоров командующих русского сектора совместными англо-американскими усилиями. Для сих шпионских целей ведется строительство туннеля, а Леонард - ГГ - отвечает за магнитофоны, которые и будут переговоры записывать. - О политике в книге немного, равно столько, чтобы помочь тем, кто не в теме, разобраться в том,что такое разгар Холодной войны. Это книга о 25-летнем парне, человеке мягком, уступчивом и скромном. Это его первый опыт жизни отдельно от родителей, выезда заграницу, взрослого кутежа, взрослых же тайн и, естессно, первой любви и первого же секса. История несколько затянувшегося взросления, полная множества мелких деталей, написанная поразительно четким, лаконичным и в то же время образным языком. Здесь хватает и настоящей любви, и реализма, и чувства меры. И даже сознательно раскиданные автором намеки на то, что все так просто не закончится, приятного впечатления не портят - все мы, начиная самостоятельную жизнь, могли быть излишне восторженными, глуповатыми или наделать ошибок. Следя за тем как автор препарирует, иначе не скажешь, внутренний мир Леонарда, то улыбаешься, то плюешься, а то и узнаешь себя.
Все кажется довольно однозначным - до совершенно чудовищного финала. Чем там кончилось писать не буду, ибо это будет совершенно лишний спойлер, но гарантирую, что это будет неожиданно и отношение к ГГ может перевернуться на 180 градусов. А может и нет. Замечательность финала - в его неоднозначности. Нет, никакой открытости, в событийном плане все четко и ясно... я бы сказала, излишне ясно. А вот как после этого воспринимать Леонарда я до сих пор определиться не могу.