Заговорли со знакомой о Кейт Уинслет, она мне вручила диск - забытое чувство смотреть именно диск - с фильмом Чтец, который, как оказалось, снят по довольно известному одноименному роману. Как-то и книжка, и фильм прошли мимо Клариче. А посему села смотреть, ничего не зная и не подозревая даже. Если кто-то видел, должны понять, что вторая часть после первой стала большой неожиданностью.

1958-й. 15-летнему школьнику Михаэлю делается дурно на улице, ему помогает незнакомая женщина (Уинслет) и помогает добраться до дома. Отболев скарлатиной, мальчик приходит поблагодарить за участие и ввязывается в бурный роман. Сначала основанный исключительно на сексе, ибо что еще может быть общего у подростка и взрослой опытной дамы, потом... а вот потом, при возникновении намека на что-то большее, дама, которую зовут Ханна, изчезает, что вполне понятно. Восемь лет спустя Михаэль, уже студент, изучающий юриспруденцию, оказывается на суде над военными преступниками, где в качестве одной из главных обвиняемых, встречает Ханну - бывшую охранницу Освенцима, которая дала сгореть заживо трехстам евреев. Дальше спойлерить не буду, скажу только что вся история растянется примерно лет на 40.




Про книгу ничего сказать не могу, а в фильме кажущийся поначалу несколько затянутым и нечетким ритм удивительно гармонично сочетается с открытостью и неоднозначностью заявленных проблем. Авторы не пытаются дать ответ на вопрос почему, и это хорошо, потому что однозначного ответа нет и быть не может, но констатируют тот факт, что добрая, красивая и трудолюбивая женщина может сделать... все что она сделала. Уинслет совершенно великолепна - сцена в суде производит очень тягостное впечатление. И нет ответа на вопрос о том, что же в итоге Ханна вынесла из всего произошедшего - я читала, что некоторые думают о раскаянии, а мне вот этого не кажется. Никто не смотрел? - я бы про это поговорила.

Необычный для взгляда на Холокост момент: необразованная, даже неграмотная, нищая "палачка", которая всю жизнь пахала сначала на заводе, потом в лагере, потом кондуктуром противопоставляется единственной выжившей в пожаре еврейке в исполнении Лины Олин - светской даме в шикарном доме в США. Что ни в коем случае не умаляет вины одной и перенесенных страданий второй. Но вносит нотку в общую неоднозначность и сложность ситуации.