Последнее время читаю совершенно бессистемно (а раньше отслеживала новики и победителей всего-всего, да), так что о Донне Тартт узнала случайно. В дайри кто-то вскользь похвалил, кинула в цитатник, добралась. Пока, правда, только до одного Щегла.




Ну что сказать, книгу, которую ты читаешь запоем страниц по 500-600 за раз, надо хвалить. Хвалю, очень понравилось. Понравилось внезапно простотой и доступностью, причем в самом что ни на есть положительном смысле. Сюжет в кратком изложении выглядит банальной слезовыжималкой - перескажи мне кто это, удивленно пожала бы плечами. Судьба мальчика, потерявшего мать в результате террористического акта, и оставшегося "продираться сквозь жизнь" (цитата) в одиночестве - звучит как-то слишком уж надуманно, злободневно и легковесно. Не тут-то было, "Щегол" - отличный пример того, что как написано подчас важнее того что написано. Внимание к деталям у автора совершенно поразительное - это такой уверенный реализм, не скатывающийся в натурализм и вульгарщину, и в то же время очень бытовой, очень настоящий - и в плане чисто предметном, и в отношении чувств и эмоций. В общем, когда Тео один сидит в квартире, названивая на горячую линию в попытках узнать, что с матерью, - это катарис, хотя, вроде бы, все предсказуемо. И далее, подробно говоря о наркотиках и алкоголизме, игромании и безответственности, воровстве и мошенничестве, а также любви и признательности автор остается в рамках, если так можно выразиться, хорошего вкуса.

Понравилось также и то, что "Щегол" - роман с сюжетом, следить за которым интересно. То самое "а что же там дальше", заставляющее заглатывать по несколько сотен страниц. Роман четко делится на части, в соответствии с возрастом героя, а также местом действия - Нью-Йорк, Лас-Вегас, Амстердам... лично мне очень понравилось то, что города, описываемые через восприятие Тео, - полноправные учатники повествования. И особенно интересно, пожалуй, читать про Нью-Йорк - как он меняется, каким разным он может быть для одного и того же человека. Также очень запомнилось длинное путешествие на автобусе из Вегаса - великолепно прописанное ощущение безвременья, когда от тебя ничего не зависит, когда остается только ждать, и это одновременно и страшно, и притягательно.

Чисто субъективно очень интересно было читать о восприятии живописи и искусства вообще. На такие темы редко говорят - я не про профессиональные обсуждения и умные научные работы, а про исключительно частные, любительские разговоры, когда на какой-нибудь выставке два близких человека склоняются друг другу и наскоро обмениваются впечатлениями; и что бы и кто друг другу не сказал, каждый всегда один на один с картиной, скульптурой, книгой... и пересказывать это бессмысленно, и потому что-таки да, "путь вперед только один - к старости и утратам, и только один выход - смерть". Но если заполнять свои дни чем-то... чем-то, важным для тебя, то как-то легче. Банально? Да, было бы отвратительно сиропно, если бы автор вела, скажем, к семье и детям, но она удивительно терпима к людским порокам и слабостям. А дальше спойлеры.