Вчера, аж в первый же день проката, получилось посмотреть Дюнкерк.

Итак, история спасения более 300 000 солдат в начале Второй мировой войны. Британские и прочие союзные войска оказываются в окружении противника спиной к морю.

Фильм больше напоминает туго натянутую струну. Ритм очень напряженный, чему немало способствует практически непрерывно звучащая тревожная музыка Ханса Циммера. Неподготовленное ухо в первые минуты обалдевает, потом привыкаешь. Причем, эта тревожность разная - отлично передающая как ожидание, так и динамику боя и его развязку.

Здесь нет главных героев. Повествование фокусируется на нескольких людях, но их сложно назвать центральными персонажами - мы о них ничего не знаем, кроме того, что вот этот рядовой, вот этот пилот, вот этот немолодой гражданский с сыном-подростком оказались в данное время в данном месте. Если раскрыть imdb, то окажется, что у большинства из них есть имена, но в фильме они, кажется, и не звучат вовсе. Это эдакие неизвестные солдаты - наглядные примеры тех 400 000, которые стремились убраться с побережья, и тех, кто пытался им помочь. Мы не знаем об их прошлом, об их будущем - только о настоящем; Том Харди 90% времени молчит и работает в маске пилота, роль Киллиана Мерфи сводится к пятиминутной истерике, и их физиономии воспринимаются в одном ряду с малоизвестными молодыми актерами. Однако, характеры каждого раскрываются в полной мере - собственно, где же еще раскрываться личности, как ни в смертельно опасной ситуации. Конкретизации образа врага, кстати, в фильме вообще нет. Немцев пару раз упоминают, и один раз мельком показывают. Враг здесь - это что-то сродни надвигающейся бури, от которой нужно успеть спрятаться, или хищной птицы в виде пикирующего бомбардировщика.




И все это на фоне пляжа, моря, неба, которые... которые, пожалуй, и являются главными персонажами. Поначалу немного озадачивает подчеркнутая чистота, чтобы не сказать стерильность - несложно представить, во что должен быть превращен пляж и прилегающая территория, на которых долгое время находятся сотни тысяч человек. Потом понимаешь, что в рамках этого фильма - так и надо. Потому что, как ни банально звучит, свидетелями чего бы они ни стали, они останутся неизменными. От танцев самолетов дух захватывает. Плотно взбитая пена прибоя напоминает грязные хлопья снега. Утром встает солнце и превращает серую воду в голубую. И как-то легче от осознания того, что так будет всегда.

... встречала ругательные рецензии на тему отсутствия масштаба и патриотизма. Отечественные, разумеется. Похоже, люди вообще не понимают, что есть концепция и художественный замысел - было больше сотни самолетов, покажите нам больше сотни самолетов, иначе непанятна. А бояться смерти солдат не должен по определению.