После довольно продолжительного периода «в завязке» Клариче снова начала покупать художественные бумажные книги. Нет, я не знаю, куда я буду их девать. И комиксы. Просматривая Мир фантастики, наткнулась на весьма благосклонную рецензию, обещающую космооперу от автора – историка, специализирующегося на Византии. И вот…
Махит Дзмаре – посол космической станции Лсел, направленная в столицу Тейкскалаанской империи. Запрос нового посла стал для станционников полной неожиданностью. О судьбе предыдущего – Искандра Агавна – им не сообщили, а сам он тоже ничем помочь не смог, хоть его память и была загружена в мозг Махит. Вот только память эта устарела на 15 лет, так как именно столько времени Искандр не был дома и не оставлял своих воспоминаний, сохраняемых имаго-аппаратом, вживлённым в его тело.
Обложка обещает «комбинацию политики, киберпарка и эпической космооперы». И, пожалуй, не врет, но местами преувеличивает. Космоопера здесь скорее легкий антураж, даже задний фон. Да – Империя не мелочится и расширяется сразу на целые планеты, да – где-то там есть и бороздящие просторы космические корабли, и звездный десант, вот только все это бегло проговорено в выпусках новостей, а не показано. Киберпанк тоже не то чтобы в центре внимания… точнее, в центре, только используется он автором скорее как повод для разбора некоторых философско-этических и культурных проблем. И вот вокруг этих проблем-то роман и концентрируется. И плюс политика.
читать дальшеВ целом – понравилось. Здесь ощущаются и исторические знания автора, и его явная искренняя заинтересованность в создаваемом мире, и внимание к деталям. И Византия очень чувствуется! Да что там – столица Тейскскалаана называется просто Город, и этот Город – тоже полноценный персонаж. Поначалу несколько озадачивают сложные имена – ну где еще встретишь героев, которых зовут Три Саргасс, Двенадцать Азалия или Девятнадцать Тесло – но привыкаешь. И быстро. Тейскалаанцы считают всех прочих варварами, хотя иногда вежливо делают вид, что это не так, обожают поэзию, пользуются сложнейшим алфавитом из более чем 40 000 глифов и восхищают Махит, с детства мечтавшую оказаться в Городе на настоящем тейкскалаанском приеме с настоящей тейкскалаанской подругой. Как в таких случаях почти всегда и бывает, «даль отзвенела и, сделавшись близкою смолкла, и оказалась не сказкой, а тем, чем была».
«Эта книга посвящается всем тем, кто когда-нибудь влюблялся в культуру, пожирающую своих детей» – и вот это посвящение автора как нельзя лучше и раскрывает основную тему. Самое интересное, что тему очень современную, несмотря на «византийский» контекст. Империя расширяется, вот только главную опасность для Лсела и других станций и планет ведь несут не столько грозные корабли, сколько… поэзия. Та самая культура и образ жизни, которые очень ярко сверкают издалека, да чего уж там – вблизи порой тоже… И кто-то радостно в них бросается и даже успешно ассимилируется, кто-то пытается противостоять любой ценой, а кто-то просто берет паузу, понимая, что никуда уже не денется, но так как-то честнее. Как сдача после боя, пусть изначально и неравного. И, надо признать, тема эта – далеко не единственная из затронутых, и автор о многом предлагает поразмышлять, и это действительно интересно.
Что меня несколько смутило. Увлекшись проработкой мира, автор, по-моему, уделил развитию и раскрытию персонажей меньше внимания, чем следовало бы. Не то чтобы они пусты (ни в коем случае), но немного не хватило деталей: чуть бы больше привычек, вкусовых пристрастий, прошлого – всего того, что делает человека человеком и заставляет чувствовать себя сродни.
Местами озадачивает и логика: например, Махит – официальный посол независимого государства – не имеет никаких сотрудников с собственной станции, практически никакого чиновничьего аппарата и никакой охраны. К ней приставлена помощница-тейкскалаанка Три Саргасс, должность которой прямо-таки указывает на то, что она – соглядатай и шпион, но никого это почему-то не удивляет. И даже более того – всего через день они становятся лучшими подругами, и Три Саргасс делает такое, что следовало бы, пожалуй, назвать государственной изменой.
И, кстати, о дне. И о структуре. Действие романа – это четыре дня. Всего четыре дня, в которые уместилось и знакомство с Городом, и покушения, и интриги, и торжественные приемы, и конкурсы поэзии, и война, и бунты, и детективная линия, и незаконные нейрохирургические операции, и… И несть этому числа! Это, с одной стороны, здорово – роман действительно динамичный и не дает скучать, но с другой – постоянно оставляет желание немного притормозить. Уделить каким-то моментам чуть больше внимания. И просто… немного запутать читателя – самый главный недостаток этой книги, пожалуй, ее предсказуемость. Главный, но не такой уж существенный. В общем, очень рекомендую.