Сколько-то времени назад я случайно услышала по тв историю - женщина поздно вечером возвращалась на машине с работы. Дело было в деревне. Уставшая, она задремала за рулем, надавила на педаль газа и сбила насмерть шесть детей, включая собственную дочь. Дети возвращались с дискотеки. Помню, тогда мы с мужем озадаченно переглянулись и оба высказались в таком тоне, что остается, наверное, только удавиться, потому что как с этим жить непонятно. Вроде, и не виноват... и виноват. Это я к тому, что сейчас вышел фильм с очень и очень похожим сюжетом. В главной роли - Уилл Смит.

Завязка такова - Бен оказался виновником аварии, в которой погибли 7 человек, включая его собственную жену. И он не нашел ничего лучше как совершить самоубийство довольно экзотичным способом: раздать свои органы нуждающимся. Типа - жизнь за жизнь.



«Я думаю о смерти каждый день», - признается Бен, и на этой душераздирающей ноте и пройдут все два часа фильма. Помимо девушки с острой сердечной недостаточностью, показывают мальчика с лейкемией, больного раком, обитательницу дома престарелых, женщину, перенесшую пересадку печени, слепого музыканта, мать двоих детей, избиваемую мужем. Даже собака – большущий дог – здесь обречена на скорую кончину, ибо эта порода живет очень недолго из-за проблем с сердцем. И хозяйка заставляет собаку быть вегитарианцем! Страдающих от всевозможных проблем, хворей и жестокостей так много, что собранные все вместе они не особенно и трогают - это выглядит как спекулятивное слезовыжимание, игра на чистых эмоциях в обход логики. Избранный метод вдобавок отдает упрощенчеством – собственно, на шоке, чувстве вины и попытках найти путь искупления режиссер практически не останавливается, сразу обращаясь к процессу раздачи Беном частичек себя ради спасения других. Уилл Смит пускает скупую мужскую слезу, сидя на берегу океана, в квартире, в кафе, в машине, в процессе медитации на движение медузы… и к этому бесконечно страдающему выражению лица и сводится вся драматическая часть. Бен задает вопросы, пытаясь выяснить, «хорошие ли люди» те, кого он решил облагодетельствовать, но никто не задумывается, были ли «хорошими» (да и что это вообще за определение?) погибшие в аварии? Не сделано даже попытки поразмышлять, стоит ли жизнь одного человека жизни другого, воскресит ли раздача органов тех семерых погибших в перевернувшейся машине. Способность актера изображать мировую скорбь, несомненно, заслуживает уважения, но о том, что Смит хороший актер стало известно не вчера. Способы искупления, конечно, у каждого свои, но для того чтобы они не выглядели капризом помешавшегося, надо их как-то обосновывать. Ибо просто поверить в то, что человек, пусть даже и попавший в подобную ситуацию, вдруг решит покончить с собой подобным экзотичным способом, как-то слабо верится. Вот в то, что он сразу после соорудил петельку, могу поверить. Но в подобный бред только после длительно описания последующих рефлексий.

Это, кстати, уже второй пример сотрудничества режиссера Габриэле Муччино и Смита - два года назад вышел фильм В погоне за счастьем. Немногим менее слезливая лабудень.