По
Баттону Клариче планировала не рецензию, а аналитическую статью. Обстоятельства оказались сильнее Клариче, так что получилось ни то, ни се - для статьи коротко и малоинформативно, для рецензии - длинно. Но что выросло, то выросло...
1918 год, Новый Орлеан. В семье владельца пуговичной фабрики мистера Баттона произошла трагедия: жена умерла в родах, а ребенок родился до того страшненький, что обалдевший папаша схватил новорожденного, галопом пронесся по улицам и подкинул сына на чье-то крыльцо, засунув в пеленки нашедшуюся в карманах мелочь. Крыльцо принадлежало дому престарелых. Малыша нашла служанка - бездетная черная девушка Куини (
Тараджи П.Хенсон). Она показала подкидыша доктору, и тут-то и выяснилось, что у ребенка преждевременное старение, полный набор старческих хворей от артрита до катаракты, и жить ему осталось два понедельника. Однако Бенджамин (
Брэд Питт), как окрестила приемного сына Куини, всех удивил, начав с каждым годом молодеть…
читать дальшеДовольно долгое время для абсолютного большинства зрителей Финчер был режиссером «Бойцовского клуба», и эту ситуацию не изменили ни триллер «Комната страха», ни «документальный» детектив «Зодиак» - фильмы качественные, вне всякого сомнения, высокопрофессиональные, однако душу массового зрителя сильно не затронувшие. Отдельные киноманы вообще предпочитают раннего Финчера, а особенно «маньячный» триллер «Семь» и совсем уж эстеты любят его за великолепную в своей мрачности драму «Чужой 3», в особенности ее режиссерскую версию. Когда впервые заговорили о том, что Финчер будет экранизировать историю Бенджамена Баттона, восторгам не было предела – после криминальной тематики режиссер вновь возвращается к притчам. А притчи у Финчера всегда получались загляденье – никто кроме него так ловко не вплетал моральную подоплеку в чистый экшен. История «взросления наоборот» обещала киноманский восторг и тем, кто предпочитает «Бойцовский клуб», и тем, кто в десятый раз пересматривал третьего «Чужого». Невероятно красивый ролик интриговал, не менее красивая музыка заставляла мучиться от нетерпения, а количество номинаций на Золотой Глобус и Оскара вообще заставляли ожидать чего-то настолько гениального, что не передать словами.
И вот, наконец, дождались, ожидаемо восхитившись великолепным гримом Питта и Бланшетт (это чудо что такое!) и грустной музыкой Александра Десплата. Российские зрители получили также возможность повеселиться, понаблюдав за предвоенным Мурманском, в котором был уютные отельчик под названием «Зимний дворец, где подавали черную икру и водку. А вот собственно драматическая часть получилась неожиданно более спорной. Да, это притча, только вот без привычного экшена, который с успехом заменяется таким мучительным надрывом, что об отсутствии маньяков, чудовищ и Тайлера Дердена совсем не сожалеешь. Вот только надрыв этот длится без малого три часа, тянется без малейшего проблеска динамизма, и это испытание, выдержать которое под силу далеко не каждому. Главная особенность фильма в том, что главный посыл, основная, так сказать, идея режиссера становится очевидной едва ли не с первых же кадров фильма. Немолодая, явно безнадежно больная женщина, умирающая на больничной койке, слепой часовых дел мастер, потерявший на войне сына и создавший часы, которые идут в обратную сторону: Финчер не затрудняет себя и зрителей сложной символикой, все у него здесь предельно просто: вот часы – символ неотвратимости, а вот закат – символ окончания жизни и намек на то, что потом обязательно наступит рассвет, а вот балет, т.е. искусство и оно вечно… И каждую минуту из без малого трех часов фильма ждешь, что вот-вот откроется что-то другое, что-то новое и неожиданное, ради чего нам показывают всех этих людей и долгие красивые кадры с морем, солнцем и балетом. Но уже к середине начинаешь с некоторой растерянностью понимать, что откровений не случится: все это снято ради одной простой и всем известной истины: время не повернуть вспять, и остается с этим смириться. У Финчера получилась невероятно красивая, драматичная и очень многословная история, весь смысл которой сводится к тому, что люди рождаются и умирают. А уж как распорядиться этим мигом между прошлым и будущим каждый решает сам. Есть в этом немалая доля фатализма: станешь ли ты известной актрисой, родишь ли ребенка или переплывешь Ла-Манш - всех в итоге ждет одно и то же. Но по Финчеру, все это важно, ибо позволяет уходить с осознанием того все было не зря, придает пресловутый смысл, делающий существование в ожидании смерти жизнью.
Кто-то назовет «Бенджамина Баттона» шедевром, а кто-то скажет, что это самое долгое и нудное изложение одной прописной истины из всех когда-либо виденных. И оба мнения будут вполне справедливы. Вот только почему-то кажется, что для большинства зрителей Финчер останется режиссером «Бойцовского клуба», сколько бы статуэток не вручили ему киноакадемики.
+100
И вообще готова подписаться под каждым словом.
Фильм действительно странный. Загадочный.
во-во) мне вчера маман позвонила и спрашивает: "Ну чо, как, хороший фильмец?", а я толком и не смогла ей оветить коротко. ))
эх, поменьше бы на полчасика((
Лучше на часок! И я первая кричала бы "шыдевр"!
Вот только почему-то кажется, что для большинства зрителей Финчер останется режиссером «Бойцовского клуба», сколько бы статуэток не вручили ему киноакадемики.
Гыгы
А Оскара Бойцовскому клубу дали вроде бы за звук...
Но для меня Финчер - режиссер "Семи".
Но для меня Финчер - режиссер "Семи".
Муж мой делит и никак не поделит - он и Семь любит, и Чужой три примерно одинаково. А я... а я никак не поделю между Чужим и Бойцовским клубом.