Я
Осилила я первые две книги про Нью-Кробюзон, про который Клариче говорили что супер и вообще самый стимпанковый стимпанк в мире. Так-то оно так, но... НО. Надо сказать, при всей моей любви к этому антуражу, стимпанк у меня проходит как равзлекательная литература, фантастическая. А я с детства не терплю,чтобы развлекательная литература трепала мне нервы, а то и вообще - плохо заканчивалась. (Да, я из тех, кто почти не читал Дюма и совсем не читал Дрюона). Я вовсе не против, чтобы в финале не было поцелуя и "жили они долго и счастливо", но в фантастике, а уж тем более в стимпанке, я хочу видеть мир, в котором мне хочется жить. В мире Мьевилла хочется только удавиться.
Мир проработан, конечно, великолепно и совершенно ни на что не похоже. Безумный конгломерат существ, традиций, ландшафтов. Этот чудовищный, неверотяный мир - то, что заставляет читать, даже если бесит все остальное. А все остальное - это, в первую очередь, персонажи. По первым двум томам - Вокзалу потерянных снов и Шраму - положительных персонажей-то практически и нет. А если парочка бедолаг и проскакивает, то в финале наступает им... в общем, лучше бы они удавились в начале. Все прочие не то чтобы поголовно отрицательные, вовсе нет, но вызывающие до того неоднозначные и часто негативные эмоции, что наблюдать за ними - даже если и интересно, то тяжело.
Общая атмосфера пронизана обреченностью, предчувствием краха всех усилий и самой высокой платой за любой успех. По этим двух книгам, любимый прием автора - поставить человека в обстоятельства, на которые он никак не может повлиять, заставить ошибиться, а потом расписывать как он будет мучительно выпутываться, испытывать чувство вины за содеянное, и в итоге добьется своего, но такой ценой, что реально - лучше бы он сломался где-то в середине. Градус жестокости зашкаливающий, причем жестокости не только чисто физической, но и моральной. В Шраме, когда Беллис выбирает между поркой и 10 годами тюряги, даже как-то удивительно, что она выбирает не тюрьму - по-моему, в ее душевном состоянии, что в одиночке, что в своей конуре - один черт, но хоть с целой спиной.
Омерзительные армадцы, которые в борьбе за свободу, лишают свободы стольких, омерзительные корбюзонцы, которые давят на всех и вся с позиции силы.
Надо сказать, было у меня два любимых - отрицательных - персонажа - Ягарек и Сайлас Фенек, которые не страдали от своего одиночества и четко шли к поставленой цели. Особенно Фенек - воплощенный цинизм, беспринципность, аморальность, но какая-то чистая, ставящая целью не материальную выгоду и внешние проявления власти, а абсолютную свободу. Ведь уже сидел, зная что все кончено, а все пытался аналитикой заниматься. Оба, впрочем, не слишком хорошо кончили.)
Мое любопытство, конечно, заставит меня прочитать и третью книгу Железный совет, но, думаю, очень нескоро. Нужен срочный перерыв на перечитку чего-то более жизнеутверждающего.
Мир проработан, конечно, великолепно и совершенно ни на что не похоже. Безумный конгломерат существ, традиций, ландшафтов. Этот чудовищный, неверотяный мир - то, что заставляет читать, даже если бесит все остальное. А все остальное - это, в первую очередь, персонажи. По первым двум томам - Вокзалу потерянных снов и Шраму - положительных персонажей-то практически и нет. А если парочка бедолаг и проскакивает, то в финале наступает им... в общем, лучше бы они удавились в начале. Все прочие не то чтобы поголовно отрицательные, вовсе нет, но вызывающие до того неоднозначные и часто негативные эмоции, что наблюдать за ними - даже если и интересно, то тяжело.
Общая атмосфера пронизана обреченностью, предчувствием краха всех усилий и самой высокой платой за любой успех. По этим двух книгам, любимый прием автора - поставить человека в обстоятельства, на которые он никак не может повлиять, заставить ошибиться, а потом расписывать как он будет мучительно выпутываться, испытывать чувство вины за содеянное, и в итоге добьется своего, но такой ценой, что реально - лучше бы он сломался где-то в середине. Градус жестокости зашкаливающий, причем жестокости не только чисто физической, но и моральной. В Шраме, когда Беллис выбирает между поркой и 10 годами тюряги, даже как-то удивительно, что она выбирает не тюрьму - по-моему, в ее душевном состоянии, что в одиночке, что в своей конуре - один черт, но хоть с целой спиной.
Омерзительные армадцы, которые в борьбе за свободу, лишают свободы стольких, омерзительные корбюзонцы, которые давят на всех и вся с позиции силы.
Надо сказать, было у меня два любимых - отрицательных - персонажа - Ягарек и Сайлас Фенек, которые не страдали от своего одиночества и четко шли к поставленой цели. Особенно Фенек - воплощенный цинизм, беспринципность, аморальность, но какая-то чистая, ставящая целью не материальную выгоду и внешние проявления власти, а абсолютную свободу. Ведь уже сидел, зная что все кончено, а все пытался аналитикой заниматься. Оба, впрочем, не слишком хорошо кончили.)
Мое любопытство, конечно, заставит меня прочитать и третью книгу Железный совет, но, думаю, очень нескоро. Нужен срочный перерыв на перечитку чего-то более жизнеутверждающего.
