Я
Наконец-то прочитала роман Дэна Симмонса Террор. Собиралась долго. Был у меня период, когда Симмонса я перечитала - после Гипериона Клариче кинулась читать все подряд, естесс-но, натыкаясь на вещи удачные и не очень. Так, все продолжения Гипериона немного разочаровали, Костры Эдема понравились, а Лето ночи показалось такой жалкой пародией на классику Кинга, что Симмонс был отставлен надолго. Положительные отзывы именно на Террор попадались, и не раз, но как-то все настроя не хватало. А настрой нужен - хоть триллер чаще всего относят к развлекательному жанру, читать историю, в которой все априори обречены... не всегда есть настроение. И тут звезды сошлись, в запланированном чтении образовался перерыв, опять же - зима близко...
Короче, прочитала. Запоем. Пожалуй, поставлю Террор в один ряд с великолепным Гиперионом - сказать, что же лучше, не возьмусь - очень уж эти романы разные.

Для тех, кто не в курсе - Террор посвящен экспедиции сэра Джона Франклина, отправившейся в 1845 году году в Арктику на поиски Северо-Западного прохода (из Атлантического океана в Тихий через Канадский Арктический архипелаг и Северный Ледовитый океан). Экспедиция двигалась на двух судах - "Террор" и "Эребус". Из 129 участников домой никто не вернулся, экспедиция пропала, и ее поиски велись с 1848 года... фактически по наши дни - буквально в 2014 году канадские власти объявили, что археологами обнаружен затонувший "Эребус". Об истории этих поисков можно написать отдельную (и не одну) книгу. В процессе были нанесены на карту многие, ранее не исследованные, мили побережья и сделаны некоторые находки, проливающие свет на судьбу экспедиции. Находок было много и делались они в разных местах и в разные годы, в итоге общая картина более-менее нарисовалась, но детали, разумеется, вряд ли когда-то станут известны. Подробно и интересно написано на Википедии, да и не только там - тема интересная, легко гуглится. Вот заполнением белых пятен-то Симмонс и занимается, приправляя реальную историю мистической составляющей.
История Симмонса, пожалуй, даже слишком реальная. Он детально погружается в быт и нравы, подробнейшим образом расписывает что такое арктическая зимовка, описывает погоду, природу, питание, условия жизни на кораблях, тогдашний уровень медицины, степень подготовки людей к тому, что ждало их в Арктике (практически отсутствующую). Повествование ведется от лица нескольких репортеров, то приобретая форму письменного дневника, то оборачиваясь просто размышлениями, а то и бредом умирающего человека. Для автора совершенно не существует неудобных тем: подробнейшие описания смерти от цинги, от бутулизма, от обморожения, каннибализм и прочая расчлененка присутствуют, и в количестве. В общем, это очень правдивое и честное повествование.
Автор очень внимателен к результатам поисков. Практически все останки и артефакты, которые были найдены за сто с лишним лет, им учтены, осмыслены и включены в роман, поэтому степень реализма подскакивает до каких-то невероятных высот. Проработанность темы действительно вызывает уважение - ну до последней найденной ложки, до каждой странности в двух оставленных экспедицией записках... очень любопытно сначала немного изучить реальные факты, а потом читать книгу и сравнивать.
И, разумеется, нельзя отрицать, что роман отлично написан - хорошим языком, с должной степенью динамики и роста напряженности, с отлично проработанными характерими. Пожалуй, с таким фактологическим материалом, это был бы исторический роман, если бы не... Если бы не мистика! Членов экспедиции пожирает чудовище в виде гигантского белого медведя - порождение эскимосской мифологии. Не то чтобы Клариче имела что-то против чудовищ и эскимосской мифологии.
Однако, внезапно, оказалось, что здесь она мне кажется лишней. Пытаешься оценивать объективно - вроде, все уместно, все в тему. И символическое значение чудовища присутствует, и страх нагоняет, но, ИМХО, как-то теряется на фоне всего прочего. На фоне трех лет во льдах - в многомесячной темноте, тесноте, и морозе до минус 75. На фоне смерти от цинги, когда все тело превращается в кровоточащий кусок теста. На фоне поедания собственных товарищей. На фоне полнейшей обреченности - уже во вторую зимовку все понимали (не могли не понимать), что шансы выжить стремятся к нулю. В общем, вся эта выдуманная мистика просто не выдерживает сравнения с ужасами вполне реальными. Что ни в коем случае не делает книгу хуже, просто, как по мне, убери Чудовище - книга мало что потеряет. В общем, желающим пощекотать себе нервы и узнать что-то новое (если раньше освоением Арктики не интересовались) - очень рекомендую. Но предупреждаю, что Террор - очень нелегкое чтение с... спойлер
... вот надо же было додуматься - назвать корабли "Мрак" и "Ужас"?.. Как вы лодку назовете, так она и... того.


Для тех, кто не в курсе - Террор посвящен экспедиции сэра Джона Франклина, отправившейся в 1845 году году в Арктику на поиски Северо-Западного прохода (из Атлантического океана в Тихий через Канадский Арктический архипелаг и Северный Ледовитый океан). Экспедиция двигалась на двух судах - "Террор" и "Эребус". Из 129 участников домой никто не вернулся, экспедиция пропала, и ее поиски велись с 1848 года... фактически по наши дни - буквально в 2014 году канадские власти объявили, что археологами обнаружен затонувший "Эребус". Об истории этих поисков можно написать отдельную (и не одну) книгу. В процессе были нанесены на карту многие, ранее не исследованные, мили побережья и сделаны некоторые находки, проливающие свет на судьбу экспедиции. Находок было много и делались они в разных местах и в разные годы, в итоге общая картина более-менее нарисовалась, но детали, разумеется, вряд ли когда-то станут известны. Подробно и интересно написано на Википедии, да и не только там - тема интересная, легко гуглится. Вот заполнением белых пятен-то Симмонс и занимается, приправляя реальную историю мистической составляющей.
История Симмонса, пожалуй, даже слишком реальная. Он детально погружается в быт и нравы, подробнейшим образом расписывает что такое арктическая зимовка, описывает погоду, природу, питание, условия жизни на кораблях, тогдашний уровень медицины, степень подготовки людей к тому, что ждало их в Арктике (практически отсутствующую). Повествование ведется от лица нескольких репортеров, то приобретая форму письменного дневника, то оборачиваясь просто размышлениями, а то и бредом умирающего человека. Для автора совершенно не существует неудобных тем: подробнейшие описания смерти от цинги, от бутулизма, от обморожения, каннибализм и прочая расчлененка присутствуют, и в количестве. В общем, это очень правдивое и честное повествование.
Автор очень внимателен к результатам поисков. Практически все останки и артефакты, которые были найдены за сто с лишним лет, им учтены, осмыслены и включены в роман, поэтому степень реализма подскакивает до каких-то невероятных высот. Проработанность темы действительно вызывает уважение - ну до последней найденной ложки, до каждой странности в двух оставленных экспедицией записках... очень любопытно сначала немного изучить реальные факты, а потом читать книгу и сравнивать.
И, разумеется, нельзя отрицать, что роман отлично написан - хорошим языком, с должной степенью динамики и роста напряженности, с отлично проработанными характерими. Пожалуй, с таким фактологическим материалом, это был бы исторический роман, если бы не... Если бы не мистика! Членов экспедиции пожирает чудовище в виде гигантского белого медведя - порождение эскимосской мифологии. Не то чтобы Клариче имела что-то против чудовищ и эскимосской мифологии.

... вот надо же было додуматься - назвать корабли "Мрак" и "Ужас"?.. Как вы лодку назовете, так она и... того.
Но "Террор!" Тоже запоем читала, верю во все! Даже в Чудовище! Даже в легкую надежду в финале
"Террор" прекрасен!
Я тоже бралась с опаской, очень уж тупые и конъюнктурные у Симмонса ужастики, вся эта "Песнь Кали"
Вот ее не читала, а Лето ночи - жалкая пародия на лучшие романы Кинга. Маленький городок, таинственные ужасти, и ужасающее занудство. Вот Костры Эдема про Гаити понравилось.
Тоже запоем читала, верю во все! Даже в Чудовище!
Я не то чтобы не верю в Чудовище - написано-то оно отлично. И уместно. Наверное, это мои личные заморочки - я человек, боящийся мороза в -1, ненавидящий темноту и зиму вообще, и замкнутые пространства тоже. Поэтому для меня вся ситуация с ужасными условиями на корабле, с температурой -75 и ночью по полгода уже была ужастиком. А уж когда все стало совсем плохо... в общем, на этом фоне Чудовище у меня как-то потерялось.
И издание, кстати, красивое, мне его подарили
Здорово! Я банально скачала. Совсем не покупаю художественных книг - ставить некуда.
Там издание - доровенный кирпичик такой ) и обложка, как я люблю, я даже помнила, как это называется... а, с УФ-лаком, когда часть рисунка блестящая, а остальная - матовая и даже слегка бархатистая на ощупь.
Как тебе то, что он оставил-таки Крозье в живых?
Это было удивительно, потому что ведь изначально ясно, что все погибли - так что и ждешь в конце. что все погибнут. Но нет, неожиданный и приятный подарок. Да, почему бы ему не прожить остаток дней с эскимосами (все равно недолго при таких условиях
Но кстати, я весь Гиперион и Эндимион люблю до слюней просто, ах да, а ты Илион и Олимп-то евонный читала? Эпик!
у меня про -75 были сомнения, не по Фаренгейту ли.
Хм, может и так. Но это соответствует почти -24 по Цельсию - тоже не подарок при отсутствии нормального отопления и отопления вообще (когда они уже на Кинг Уильям перебрались), горячего питания и подходящей одежды.
обложка, как я люблю, я даже помнила, как это называется... а, с УФ-лаком, когда часть рисунка блестящая, а остальная - матовая и даже слегка бархатистая на ощупь.
Ням, ням, ням! Забытое ощущение держать в руках красивую бумажную книгу.
все равно недолго при таких условиях
Ну, они явно жили лучше неподготовленных европейцев.
Я так поняла, что только останки Ивинга было в итоге перезахоронены в Англии, получается единственный, кто хоть так вернулся?
а ты Илион и Олимп-то евонный читала? Эпик!
Неа. Но я займусь, мне как раз опять надо что-то читать.